В ответ на запрос: «Как учитывать оплату вступительного и членского взносов в некоммерческую организацию (ассоциацию), переведенных членом ассоциации (ООО, ЗАО и т.п.). Можно ли принять данные расходы для снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль? Должна ли ассоциация выписывать своим членам для уплаты вступительных и членских взносов счета-фактуры, акты и пр.?»
Плательщик вступительного и членского взносов единовременно списывает в бухгалтерском учете уплаченную сумму записями:
- Д-т 76, К-т 51 — уплачен взнос;
- Д-т 91, К-т 76 — списаны расходы на уплату взноса.
Принять эти расходы в налоговом учете нельзя — это прямо прописано в п. 15 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которой базу по налогу на прибыль НЕ уменьшают расходы в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, некоммерческих партнерств и т.д.
Счета-фактуры выписываются только покупателями и продавцами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав. Поскольку при получении членских взносов ассоциация не оказывает услуги и не передает товары, счета-фактуры в рассмотренной ситуации выписывать не должны. При оплате членских взносов «Акт выполненных работ» не оформляется.
Основаниями для оплаты вступительного и членского взносов являются следующие документы:
- Решение руководящего органа организации — о вступлении в ассоциацию, оформленное в виде приказа (распоряжения, заявления). Орган, уполномоченный принимать решение о вступлении в ассоциацию, определяется Уставом организации;
- Выписка из Протокола о приеме организации в члены ассоциации;
- Свидетельство члена ассоциации.