19 июня 2019 года в Аналитическом центре при Правительстве России состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и руководств по соблюдению обязательных требований. Мероприятие проводилось в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
В публичных обсуждениях приняли участие сотрудники центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Росреестра, Генеральной прокуратуры РФ, Российского союза промышленников, Общественного совета при Россельхознадзоре и комитета Государственной Думы по культуре. Кроме того, на совещании присутствовали сотрудники территориальных управлений Россельхознадзора, руководители подведомственных Службе бюджетных учреждений и представители бизнес-сообщества, в том числе и представители Национальной ветеринарной палаты.
Начальник Управления внутреннего ветеринарного надзора Татьяна Балагула выступила с докладом о результатах правоприменительной практики Россельхознадзора в области внутреннего ветеринарного надзора. Она сообщила, что за первый квартал 2019 года проведено 6,1 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, что на 17% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате выявлено 5,7 тыс. нарушений законодательства, при этом почти половина из них (41%) связана с нарушением ветеринарно-санитарных правил при транспортировке, убое животных, а также хранении и реализации продукции животного происхождения.
Особое внимание руководитель Управления обратила на выявление нарушений в области свиноводства: повышенное внимание к этой сфере вызвано, прежде всего, широким распространением африканской чумы свиней в ряде азиатских и европейских стран.
Также Татьяна Балагула рассказала о надзоре в сфере обращения ветеринарных лекарственных средств. За 1 квартал 2019 года проведено 299 проверок, выявлено 267 правонарушений, из которых 44% совершено предпринимателями, 39% — юридическими лицами, 17 – должностными лицами. Основные допущенные нарушения связаны с несоответствием организации производства установленным правилам, ненадлежащим хранением препаратов для ветеринарного применения и реализации препаратов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также отсутствием лицензии на предпринимательскую деятельность
При этом отмечено, что осуществление производства лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии и производство, хранение, перевозка и реализация незарегистрированных (контрафактных) и фальсифицированных лекарственных средств для ветеринарного применения влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность по ст. 238.1.
После доклада Балагулы заместитель руководителя Россельхознадзора Светлана Алексеева отметила повышение эффективности проверок и заявила, что в Россельхознадзоре с нетерпением ждут внедрения электронной системы прослеживаемости лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Начальник Управления фитосанитарного надзора и семенного контроля Ирина Андреевская рассказала о результатах правоприменительной практики Россельхознадзора в части государственного фитосанитарного контроля.
Еще одной темой публичных обсуждений стал земельный надзор. Проведено 5728 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 2688 нарушений (2257 хозяйствующих субъектов были привлечены к административной ответственности).
О контроле качества подконтрольной ветеринарному надзору продукции, поставляемой за рубеж и ввозимой из-за границы, рассказал начальник Управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества Максим Цуканов.
Во время отведенное для вопросов, представитель лаборатории «Шанс Био» поинтересовалась, существуют ли документы, регламентирующие действий негосударственной лаборатории при обнаружении зоонозных инфекций, в том числе, у домашних животных. Татьяна Балагула отметила, что в этой сфере действует только Приказ Минсельхоза РФ от 02.04.2008 N 189 «О Регламенте предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства», касающийся государственных лабораторий. Тем не менее, частная лаборатория также может подключиться к системе «Веста» для передачи необходимой информации. Что могут сделать все желающие частные лаборатории.